3. Символика Православного Креста
6. Иконография Пресвятой Богородицы
7. Владимирская икона Божией Матери
Об иконах и Кресте Господнем:
Бог по Своей природе есть Дух (Ин. 4:24) и Он невидим. Однако главным событием христианской истории стало Боговоплощение — пришествие в мир Бога в человеческой плоти. Благодаря Боговоплощению «Слово стало плотию» (Ин. 1:14), и в лике Сына Божия Иисуса Христа люди узрели таинственный и невидимый лик Божий.
Именно на этой истине основывается теория и практика иконописания. Изображать невидимого Бога нельзя, но можно изображать все то, что было явлено людям в видимом облике. Следовательно, можно изображать Иисуса Христа и события Его жизни. На иконе Богоявления можно изображать Святого Духа таким, каким Он явился людям, когда Иисус выходил из воды: в виде голубя. И можно изображать на иконах Божию Матерь, святых, различные события Священной истории и истории Церкви.
Особое место в Православной Церкви занимает почитание креста, из орудия казни ставшего орудием искупления и знаком победы над смертью. Крест — главный христианский символ: ему воздается поклонение, перед ним молятся, ему приписывается чудотворная сила.
Почитание икон выражается в том, что верующие молятся перед ними, совершают перед ними поклоны, целуют их. При этом знаки почтения воздаются не доске с красками, а тому, кто на ней изображен. По словам Отцов Церкви, «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу».
Некоторые иконы называют чудотворными: это те, от которых произошли те или иные чудеса, например, многочисленные исцеления. С некоторыми иконами связывают победы в битвах, спасение от опасности.
Почитание креста на протяжении столетий оставалось неотъемлемой частью жизни Православной Церкви. Оно неразрывно связано с поклонением распятому на кресте Господу Спасителю, и в литургических текстах тесно переплетены темы креста, Страстей, распятия и Воскресения.
Крест Христов — источник исцелений, он прогоняет демонов, через него верующему подается благословение Божие. Однако сила, действующая через крест, не является автономной, присущей кресту как таковому: сила, исходящая от креста, исходит от Самого Господа. И спасение, проистекающее от креста, причиной своей имеет не сам по себе крест, а то, что на нем был распят Спаситель мира, Господь Иисус Христос.