Возлюбленные пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!
От всего сердца поздравляю вас со Светлым Христовым Воскресением!
Сегодня Церковь от лица каждого из нас торжественно воспевает: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». Накануне, в Великую субботу все мы переживали пребывание нашего Спасителя во гробе, сегодня православные христиане воскресают вместе с Ним для того, чтобы прославиться в Царстве Небесном.
Но, может быть, здесь имеет место метафора, некий поэтический прием? Можно ли в действительности воскреснуть вместе со Христом? Ощущаем ли мы в себе это собственное воскресение?
Христос Воскресе!
От всего сердца поздравляю вас со Светлым Христовым Воскресением!
Сегодня Церковь от лица каждого из нас торжественно воспевает: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». Накануне, в Великую субботу все мы переживали пребывание нашего Спасителя во гробе, сегодня православные христиане воскресают вместе с Ним для того, чтобы прославиться в Царстве Небесном.
Но, может быть, здесь имеет место метафора, некий поэтический прием? Можно ли в действительности воскреснуть вместе со Христом? Ощущаем ли мы в себе это собственное воскресение?
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Господь Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил». То есть именно грех порождает настоящую, духовную смерть, обрекает грешника на физические и нравственные страдания.
Апостол Павел восклицает: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 11). То есть, ключевым для нашего воскресения оказывается таинство покаяния. Причем речь идет не просто об очередном, привычном перечислении своих согрешений на исповеди.
Подлинное покаяние, по-гречески — метанойя, есть изменение самого взгляда на мир и себя. Оно невозможно без стяжания Святого Духа, посланного Богом в глубину человеческого сердца и открывающегося там (Гал. 4, 6). Апостол Павел пишет, что люди, водимые таким Духом, усыновляются Богу и являются сонаследниками Христу (Рим. 8, 14 — 17).
Великий русский святой, святитель Феофан Затворник разъясняет: «Дух Божий возрождает не всех, а только тех, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, положили себе за правило следовать Ему во всём». У преподобного аввы Исайи мы читаем: «Христово Воскресение сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды».
По словам апостола Иоанна Богослова, «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца», а «исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоан. 2, 16-17). Значит основа настоящей метанойи, истинного покаяния есть следование заповедям Христовым и осознанное, решительное отвержение укорененных во грехе воззрений на окружающую действительность.
Воскресший Спаситель является подлинным фундаментом для такого изменения нашей личности. Все мы причащаемся Святых Христовых Таин, Господь входит в нас, а мы в Него. Каждый православный христианин тем самым становится храмом. Непреложное слово нашего Спасителя гласит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53 – 54).
К сожалению, причащение, также как и покаяние, оказывается для многих из нас некоей повседневностью, привычным делом. Но послушаем, как преподобный Симеон Новый Богослов воспринимал Причастие: «Ты, Господи, даровал мне, чтобы эта тленная храмина — моя человеческая плоть — соединилась бы с Твоей Пресвятой Плотью, и чтобы моя кровь смешалась бы с Твоей; и отныне я член Твоего Тела. Одновременно боясь и стыдясь себя, я поклоняюсь Тебе и страшусь Тебя, и не знаю, куда мне девать, для чего употребить мне эти новые члены». То есть этот великий подвижник, причащаясь, понимает, что его тело теперь не принадлежит ему, оно – Христово. Сам же он изменился, стал совершенно иным, новым человеком. И, соответственно, жизнь теперь нужно проводить тоже во Христе, творя все по евангельским заповедям.
Это и есть главный плод Воскресения Христова – наше духовное возрождение. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15, 22). Начало вечной жизни открывается для православного христианина уже здесь на земле, лишь бы мы воспользовались всеми теми дарами, которые Бог дал каждому из нас для духовного обновления и воскресения.
Всечестные отцы, братья, матери и сестры, искренне желаю всем нам в пасхальной радости получить залог обновленной жизни во Христе (Рим 6, 4). Пусть исполнятся для всех слова пасхального канона: «Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и “радуйтесь” ясно услышим от Него, воспевая победную песнь».
Апостол Павел восклицает: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 11). То есть, ключевым для нашего воскресения оказывается таинство покаяния. Причем речь идет не просто об очередном, привычном перечислении своих согрешений на исповеди.
Подлинное покаяние, по-гречески — метанойя, есть изменение самого взгляда на мир и себя. Оно невозможно без стяжания Святого Духа, посланного Богом в глубину человеческого сердца и открывающегося там (Гал. 4, 6). Апостол Павел пишет, что люди, водимые таким Духом, усыновляются Богу и являются сонаследниками Христу (Рим. 8, 14 — 17).
Великий русский святой, святитель Феофан Затворник разъясняет: «Дух Божий возрождает не всех, а только тех, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, положили себе за правило следовать Ему во всём». У преподобного аввы Исайи мы читаем: «Христово Воскресение сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды».
По словам апостола Иоанна Богослова, «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца», а «исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоан. 2, 16-17). Значит основа настоящей метанойи, истинного покаяния есть следование заповедям Христовым и осознанное, решительное отвержение укорененных во грехе воззрений на окружающую действительность.
Воскресший Спаситель является подлинным фундаментом для такого изменения нашей личности. Все мы причащаемся Святых Христовых Таин, Господь входит в нас, а мы в Него. Каждый православный христианин тем самым становится храмом. Непреложное слово нашего Спасителя гласит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53 – 54).
К сожалению, причащение, также как и покаяние, оказывается для многих из нас некоей повседневностью, привычным делом. Но послушаем, как преподобный Симеон Новый Богослов воспринимал Причастие: «Ты, Господи, даровал мне, чтобы эта тленная храмина — моя человеческая плоть — соединилась бы с Твоей Пресвятой Плотью, и чтобы моя кровь смешалась бы с Твоей; и отныне я член Твоего Тела. Одновременно боясь и стыдясь себя, я поклоняюсь Тебе и страшусь Тебя, и не знаю, куда мне девать, для чего употребить мне эти новые члены». То есть этот великий подвижник, причащаясь, понимает, что его тело теперь не принадлежит ему, оно – Христово. Сам же он изменился, стал совершенно иным, новым человеком. И, соответственно, жизнь теперь нужно проводить тоже во Христе, творя все по евангельским заповедям.
Это и есть главный плод Воскресения Христова – наше духовное возрождение. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15, 22). Начало вечной жизни открывается для православного христианина уже здесь на земле, лишь бы мы воспользовались всеми теми дарами, которые Бог дал каждому из нас для духовного обновления и воскресения.
Всечестные отцы, братья, матери и сестры, искренне желаю всем нам в пасхальной радости получить залог обновленной жизни во Христе (Рим 6, 4). Пусть исполнятся для всех слова пасхального канона: «Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и “радуйтесь” ясно услышим от Него, воспевая победную песнь».
Христос Воскресе!
Воистину воскресе Христос!
+Иосиф
Глава Ивановской митрополии
Митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский
Пасха Христова
г. Иваново
19 апреля / 2 мая 2021 года
г. Иваново
19 апреля / 2 мая 2021 года